Оформляем индивидуальный участок
У вас соблюдаются следующие условия:
- Участок предоставлен в индивидуальном порядке: для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), индивидуального жилищного строительства (ИЖС), ведения садоводства либо дачного хозяйства — но индивидуально, не в рамках кооператива или товарищества;
- На руках есть документы на участок (см. ниже), но о праве собственности в них не говорится.
Вы имеете любой из следующих документов:
- Акт (постановление, распоряжение, решение) о предоставлении участка в пожизненное наследуемое владение либо в постоянное (бессрочное) пользование. Документ оформлен и выдан местным органом власти.
- Акт (свидетельство) органа власти о праве на участок без указания вида этого права. Акт местного органа власти о предоставлении участка. Вид права на землю в этом акте не назван («неопределенное» право на участок).
- Акт (свидетельство) о праве пожизненного наследуемого владения либо о праве постоянного (бессрочного) пользования участком.
- Выписка из похозяйственной книги. Этот документ свидетельствует о праве на участок для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Такую выписку выдает орган местного самоуправления (районная администрация, управа, поселковый совет и т.п.) по месту нахождения участка.
Ваша задача
Чтобы свободно и полноценно распоряжаться землей нужно получить правоподтверждающий документ под названием «свидетельство о государственной регистрации права собственности» .
Ваши действия
1. Получаем кадастровый план участка.
Куда обращаться: территориальный орган Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) по месту нахождения участка. Координаты можно узнать в местных органах власти.
Примечание: см. также особенности оформления кадастрового плана.
2. Собираем пакет документов для оформления права собственности на участок.
Для этого понадобятся:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт);
- документ о праве на участок (перечень возможных документов см. выше);
- кадастровый план участка;
- квитанция об уплате госпошлины за регистрацию права.
Примечание: с 1 января 2007 года пошлина составляет 100 руб.
3. Подаем собранные документы на госрегистрацию.
Куда обращаться: территориальный орган Федеральной регистрационной службы (Росрегистрация) по месту нахождения участка. Координаты можно узнать в справочной или местных органах власти.
Примечание: При сдаче документов для Росрегистрации нужно попросить заполнить бланк заявления о государственной регистрации права собственности на земельный участок.
4. В течение месяца после подачи необходимого набора документов Росрегистрация проводит регистрацию и выдает свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Это так называемый правоподтверждающий документ. С ним вы можете свободно заключать сделки с землей (продавать, передавать по наследству и проч.), защищать свои права на участок в споре с соседями, местными властями и прочими инстанциями, а также совершать любые другие действия, не нарушающие законодательство.