Концепция Лесного кодекса Российской Федерации
С 1 января 2007 года вступил в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года №
1. Формы собственности на лесные земли
К землям лесного фонда отнесены участки, покрытые лесной растительностью, и участки, не покрытые лесной растительностью, но предназначенными для ее восстановления и ведения лесного хозяйства (вырубки, гари, участки, занятые питомниками, просеками, дорогами, и т. п.).
На 1 января 2006 года площадь земель лесного фонда составила 1104,9 млн. га.
В состав земель лесного фонда не входят земельные участки с расположенными на них лесами площадью 70,2 млн. га, относящиеся к другим категориям земель, которые находятся в государственной собственности и переданы юридическим и физическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования:
- на землях сельскохозяйственного назначения — 40,6 млн. га;
- на землях поселений — 1,9 млн. га;
- на землях промышленности, транспорта, энергетики, обороны — 4,1 млн. га;
- на землях охраняемых территорий — 16,5 млн. га;
- на землях запаса — 7, 1 млн. га.
Земли лесного фонда и леса на землях иных категорий до настоящего времени находились в федеральной собственности и их приватизация была запрещена.
В новом Лесном кодексе установлено, что прекращается монополия федеральной собственности на лесные земли:
- лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности:
- формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно земельному законодательству леса на землях сельскохозяйственного назначения, на землях поселений, на землях промышленности и транспорта, на землях охраняемых территорий, на землях запаса ( всего около 70,2 млн. га) могут находиться в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и частной собственности.
В частную собственность теперь можно приобрести леса на землях сельскохозяйственного назначения, на землях промышленности и частично на землях охраняемых территорий, занятых домами отдыха, пансионатами, санаториями, пионерскими лагерями ( всего около 47,0 млн. га).
2. Пребывание граждан в лесах
Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Граждане обязаны соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года №
Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:
- пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
- безопасности граждан при выполнении работ.
3. Виды (цели) использования лесов
Использование лесов может быть следующих видов:
- заготовка древесины;
- заготовка живицы;
- заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
- заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
- ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
- ведение сельского хозяйства;
- осуществление научно–исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
- осуществление рекреационной деятельности;
- создание лесных плантаций и их эксплуатация;
- выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
- выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
- строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
- строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
- переработка древесины и иных лесных ресурсов;
- осуществление религиозной деятельности.
Леса могут использоваться для одной или одновременно для нескольких перечисленных целей.
Использование лесов для предпринимательской деятельности осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года №
4. Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду или безвозмездное срочное пользование, а гражданам — в аренду или безвозмездное срочное пользование.
В постоянное (бессрочное) пользование лесные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям и казенным предприятиям.
В безвозмездное срочное пользование лесные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, религиозным организациям, а гражданам под служебные наделы для выращивания сельскохозяйственной продукции для собственных нужд.
По договору аренды лесного участка арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для любого разрешенного вида использования
Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до сорока девяти лет
Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.
Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
- использования лесов для добычи полезных ископаемых, строительства водохранилищ, строительства и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог и других линейных объектов ;
- реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются Правительством Российской Федерации.
5. Договор купли–продажи лесных насаждений (без оформления прав на земельный участок) для заготовки древесины
По договору купли–продажи лесных насаждений для заготовки древесины осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В договоре купли–продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.
Срок действия договора купли–продажи лесных насаждений не может превышать один год ( этим он отличается от договора аренды, который заключается на срок до 49 лет).
Исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли–продажи лесных насаждений ( без оформления прав на землю) устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли–продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона.
Продавцами права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли–продажи лесных насаждений выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления
6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся:
- установление возрастов рубок и порядка исчисления расчетной лесосеки;
- установление перечня видов (пород) деревьев, кустарников, заготовка древесины которых не допускается;
- утверждение формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи;
- установление правил заготовки древесины;
- установление правил заготовки живицы;
- установление правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;
- установление правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;
- установление правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений;
- установление правил использования лесов для осуществления научно–исследовательской деятельности и образовательной деятельности;
- установление правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности;
- установление порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых;
- установление порядка использования лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
- установление правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов;
- установление формы отчета об использовании лесов и порядка представления этого отчета;
- установление порядка определения кадастровой стоимости лесных участков;
- установление правил пожарной безопасности в лесах;
- установление правил санитарной безопасности в лесах;
- установление порядка организации авиационных работ по охране и защите лесов и выполнения этих работ;
- установление особенностей охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов;
- установление формы отчета об охране и защите лесов и порядка его представления;
- установление правил лесовосстановления;
- установление правил лесоразведения;
- установление правил ухода за лесами;
- установление порядка использования районированных семян лесных растений основных лесных древесных пород;
- установление формы отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении и порядка представления этого отчета;
- установление порядка проведения лесоустройства;
- установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды;
- установление порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- утверждение формы примерного договора аренды лесного участка;
- установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности;
- установление порядка подготовки и заключения договоров купли–продажи лесных насаждений;
- установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества;
- осуществление государственной инвентаризации лесов;
- установление состава, порядка разработки, сроков действия лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений;
- установление порядка ведения государственного лесного реестра;
- установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора);
- осуществление государственного пожарного надзора в лесах;
- утверждение такс или методик исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства;
- отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных участков лесов и установление их границ;
- определение особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий;
- отнесение лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам и установление их границ;
- иные установленные федеральными законами полномочия.
7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся следующие полномочия в области лесных отношений:
- владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в целях его аренды;
- установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
- утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд;
- установление порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд;
- установление порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;
- установление для граждан ставок платы по договору купли–продажи лесных насаждений для собственных нужд;
8. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
- разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
- предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли–продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;
- выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
- организация использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях;
- ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;
- осуществление государственного лесного контроля и надзора;
- установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
Средства на осуществление этих переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.
9. Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений
К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся:
- владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности;
- установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;
- установление ставок платы за единицу объема древесины;
- разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
- осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков.
10. Планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов
Планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий.
Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.
Лесной план субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.
В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются:
- виды разрешенного использования лесов;
- возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
- ограничение использования лесов;
- требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственная инвентаризация лесов проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок проведения государственной инвентаризации лесов устанавливается Правительством Российской Федерации.