Порядок приобретения прав на земельные участки собственниками расположенных на них зданий и сооружений
В случае перехода прав на такие здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставшим их собственниками по договору купли–продажи или в результате иных сделок, данные лица также будут иметь право выкупить указанные земельные участки по вышеназванным ценам. В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 13.01.2010 N Д23–46.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N
Следует отметить, что в случае если земельный участок при приватизации ОАО был включен в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, то его повторная приватизация не требуется. В случае же если земельный участок не вошел в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, то в соответствии с п. 3 ст. 28 Закона о приватизации собственник объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками, обязан либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования такой земельный участок.
В соответствии с п. 5 ст. 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица — собственники расположенных на них зданий, строений, сооружений обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее — Перечень). Указанным Перечнем предусмотрено представление следующих документов: документы, удостоверяющие личность заявителя или его представителя ( п. п. 1 — 3 Перечня); документы, удостоверяющие (устанавливающие) права на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, для подтверждения исключительного права на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации ( п. 4 Перечня); документы, удостоверяющие права на приобретаемый земельный участок, — выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или копии иных документов, удостоверяющих права ( п. 5 Перечня); кадастровый паспорт земельного участка ( п. 6 Перечня); копии документов, подтверждающих право приобретения земельного участка на определенном праве и на установленных особых условиях ( п. 7 Перечня).
Отсутствие упоминания в п. 7 Перечня какого–либо конкретного документа обусловлено многообразием случаев переоформления прав на земельный участок и подтверждающих такие случаи документов, например: здания, строения, сооружения находятся в собственности религиозных организаций и имеют религиозное и благотворительное назначение; находящиеся в собственности здания, строения, сооружения возведены на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, которые были отчуждены из государственной или муниципальной собственности; земельные участки с расположенными на них жилыми домами приобретены гражданами Российской Федерации в результате сделок, совершенных до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N
Единственной целью п. 7 Перечня является уточнение условий переоформления прав на земельный участок.
Одновременно считаем необходимым сообщить, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.