Данным Федеральным законом внесены поправки в 8 законов:
- «Об особо охраняемых природных территориях»;
- «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
- Земельный кодекс Российской Федерации;
- «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Концепция этих поправок заключается в следующем.
1. Резервировать можно любые земли в случаях планирования их последующего изъятия (выкупа) для государственных или муниципальных нужд, которые перечислены в пункте 1 статьи 49 Земельного кодекса РФ 1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
- выполнением международных обязательств Российской Федерации;
- размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
- объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
- объекты использования атомной энергии;
- объекты обороны и безопасности;
- объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
- объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
- объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
- линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
- объекты электро–, газо–, тепло– и водоснабжения муниципального значения;
- автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов;
- иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации).
2. Дополнительно разрешено резервировать земли для целей, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, но только на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, то есть на земельных участках фонда перераспределения земель, земель лесного фонда, земель запаса и т. п.
3. Срок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, перечисленных в п. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ, не может превышать 7 лет.
4. Срок резервирования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для целей строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов не может превышать 20 лет.
5. Приватизация зарезервированных земель до окончания срока резервирования не допускается.
6. Срок договора аренды и срок установления публичного сервитута в отношении зарезервированного земельного участка не может превышать срока резервирования таких земель.
7. Права собственников зарезервированных земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов ограничиваются. В случае, если указанные лица осуществят строительство или улучшения зарезервированного земельного участка, то эти затраты и убытки им возвращаться не будут.
8. Резервирование земель осуществляется в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района, генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа.
9. До утверждения указанных документов территориального планирования (но не позднее 1 января 2010 года) резервирование земель утверждается:
- для федеральных государственных нужд уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
- для государственных нужд субъекта Российской Федерации или для муниципальных нужд уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
10. Резервирование земель для федеральных нужд подлежит согласованию с субъектом Российской Федерации, если предполагается резервирование земельного участка, находящегося в собственности субъекта РВ, муниципальной собственности или государственная собственность на которую не разграничена.
11. Резервирование земель для государственных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд на земельных участках федеральной собственности подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
12. Срок этих согласований не может превышать 1 месяца. Неполучение заключения в указанных срок рассматривается как согласие перечисленных органов с проектом резервирования земель.
13. В случае отрицательного заключения от федерального органа власти орган исполнительной власти субъекта РФ вправе принять решение о создании согласительной комиссии в порядке п. 8 ст. 16 Градостроительного кодекса РФ.
14. В случае отрицательного заключения от субъекта РФ федеральный орган исполнительной власти вправе утвердить резервирование земель для федеральных нужд, даже если остались несогласованные вопросы.
15. Порядок резервирования земель должен быть разработан и утвержден Правительством РФ в течение 6 месяцев.