По каким документам должен работать бух–
галтер СНТ и какие отчеты он должен состав–
лять для предъявления общему собранию ?
Практически на собрании он перед нами не
отчитывается а заявляет что все у нас в порядке и денег хватило на этот год !
ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не содержит перечня документов, которые бухгалтер обязан предъявлять общему собранию членов СНТ для отчета. Более того, указанный ФЗ вообще не обязывает бухгалтера лично отчитываться перед общим собранием.
В соответствии со ст.25 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» контроль за финансово–хозяйственной деятельностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе за деятельностью его председателя, членов правления и правления, осуществляет ревизионная комиссия (ревизор) , избранная из числа членов такого объединения общим собранием его членов в составе одного или не менее чем трех человек на срок два года. В состав ревизионной комиссии (ревизором) не могут быть избраны председатель и члены правления, а также их супруги, родители, дети, внуки, братья и сестры (их супруги).
Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) и ее полномочия регулируются положением о ревизионной комиссии (ревизоре), утвержденным общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных).
Ревизионная комиссия (ревизор) подотчетна общему собранию членов такого объединения. Перевыборы ревизионной комиссии (ревизора) могут быть проведены досрочно по требованию не менее чем одной четверти общего числа членов такого объединения.
Члены ревизионной комиссии (ревизор) садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения несут ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения.
Ревизионная комиссия (ревизор) садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязана:
1) проверять выполнение правлением такого объединения и председателем правления решений общих собраний членов такого объединения (собраний уполномоченных), законность гражданско–правовых сделок, совершенных органами управления таким объединением, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность такого объединения, состояние его имущества;
2) осуществлять ревизии финансово–хозяйственной деятельности такого объединения не реже чем один раз в год, а также по инициативе членов ревизионной комиссии (ревизора), решению общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) либо по требованию одной пятой общего числа членов такого объединения или одной трети общего числа членов его правления;
3) отчитываться о результатах ревизии перед общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных) с представлением рекомендаций об устранении выявленных нарушений;
4) докладывать общему собранию членов такого объединения (собранию уполномоченных) обо всех выявленных нарушениях в деятельности органов управления таким объединением;
5) осуществлять контроль за своевременным рассмотрением правлением такого объединения и председателем данного правления заявлений членов такого объединения.
4. По результатам ревизии при создании угрозы интересам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и его членам либо при выявлении злоупотреблений членов правления такого объединения и председателя правления ревизионная комиссия (ревизор) в пределах своих полномочий вправе созывать внеочередное общее собрание членов такого объединения.
Кроме того, некоммерческие организации, в том числе и садоводческие, дачные, огороднические объединения, могут подвергаться и иному методу контроля — обязательному аудиту по инициативе вышестоящих органов (в том числе и государственных) и инициативному аудиту — по решению общего собрания. Проведение аудиторских проверок регулируется, в частности, Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N
Аудитор или аудиторская организация в ходе проверки обязаны достичь понимания системы бухгалтерского учета путем внимательного всестороннего изучения его организации и документооборота клиента, описать эту систему и проанализировать сильные и слабые стороны. При изучении системы бухгалтерского учета устанавливают ее соответствие действующим нормативным актам и адекватность масштабам деятельности некоммерческой организации.
Принципиально важными аспектами при проведении проверки садоводческого товарищества являются:
– сметы доходов и расходов дачного, садового, огородного некоммерческого объединения. Полнота и правильность отражения денежных средств, полученных от всей деятельности некоммерческой организации, в том числе предпринимательской, финансирования из бюджета, грантов и других перечислений различных организаций; соблюдение и исполнение смет;
– финансовая (бухгалтерская) отчетность — порядок формирования отчетности и проверка правильности составления баланса, а также формы N 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» (в случае ее представления в налоговые органы);
– соблюдение производственно–хозяйственных договоров и выполнение по ним своих обязательств. Своевременность и обязательность выполнения всех условий, предусмотренных договорами. Своевременность погашения задолженности перед партнерами и разного рода организациями. Выполнение обязательств перед государством;
– проверка имущества, сопоставление учетной документации: актов списания, порчи, предшествующих актов ревизии и прочих учетных документов;
– проведение налогового аудита. Проводится в целях выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты налогов и иных платежей в бюджеты различных уровней.
Проверяется полнота и своевременность расчетов с бюджетом по различным видам платежей. Особой проверке подвергается правильность ведения раздельного учета по уставной и коммерческой деятельности.
Следует отметить, что при проведении аудита садоводческого, огороднического и дачного объединения могут быть выявлены различные ошибки. Вот наиболее типичные:
– ошибки по оформлению и ведению учредительных документов. Здесь, как правило, встречается неотражение в уставе всех видов деятельности, которые ведет некоммерческая организация, в частности вопросы ведения садоводческим, огородническим или дачным хозяйством видов предпринимательской деятельности и иной приносящей доход либо ведение деятельности, не допустимой законодательством Российской Федерации. Иногда в уставе не оговаривается порядок уплаты членских взносов, отсутствуют должностные инструкции работников организации;
– ошибки при ведении финансовой, учетной деятельности. Часто представлены неправильно оформленные первичные документы (не заполнены все реквизиты, предусмотренные стандартами). Требования к документальному оформлению хозяйственных операций изложены в Федеральном законе «О бухгалтерском учете»;
– при проведении инвентаризаций — несоблюдение сроков проведения инвентаризации и ошибки в процедуре ее проведения. Правила проведения инвентаризаций регулируются Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
– ошибки при составлении корреспонденции счетов. Ошибки в хронологии: хозяйственные операции отражены без соблюдения последовательности их совершения.
В организациях садоводческого, огороднического или дачного хозяйств помимо отсутствия ведения учета предпринимательской деятельности часто не производится разделение учета по основной (уставной) деятельности и по предпринимательской деятельности. Последнее является обязательным для всех некоммерческих организаций и должно быть соответственно оформлено в бухгалтерском учете. Наиболее часто встречающееся нарушение при ведении садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими объединениями деятельности, имеющей налогооблагаемую базу, — это уклонение от уплаты налогов, в том числе неуплата налогов при наличии объектов налогообложения (налог на прибыль при ведении предпринимательской деятельности; налог на добавленную стоимость; налог на имущество; налог на доходы физических лиц с сумм, превышающих установленный лимит, и другие обязательные платежи и отчисления).
Ошибки при составлении и представлении отчетной документации встречаются:
– при составлении и ведении баланса. Не проведен анализ финансового состояния и платежеспособности организации, анализ степени изношенности основных средств;
– при составлении бухгалтерской отчетности. Информация, содержащаяся в пояснительных записках, несущественна (в тех случаях, когда пояснительная записка необходима). Нарушены сроки представления бухгалтерской отчетности. Используемая в расчете информация противоречит данным бухгалтерского учета;
– наиболее грубым нарушением финансового (налогового) законодательства является представление отчетности по упрощенной форме бухгалтерской отчетности в тех случаях, когда некоммерческая организация извлекает доход от предпринимательской деятельности.
Изложенный ответ, конечно, намного шире, чем требовал поставленный вопрос. И поэтому отмечу, что при отсутствии грубых претензий к бухгалтеру проводятся только проверки ревизионной комиссии. Второй вариант – аудиторский контроль применяется редко и в случаях СЕРЬЕЗНЫХ претензий к деятельности бухгалтера и правления СНТ.
подпишитесь на обновления по электронной почте
или на RSS-ленту!